Мы, Движение «Ветераны боевых действий за справедливость» нашли как мне кажется невероятно эффективный и совершенно справедливый метод управлением общественной организацией, который с одной стороны даёт множество мнений для обсуждений, с другой стороны полное доверие и к принимаемым решениям и к руководству Движением.
Удивительное явление – это наше Движение «Ветераны боевых действий за справедливость», лично я такое видел очень давно на этапе формирования первых ветеранских организаций воинов-интернационалистов. Точнее скажу так, в Ташкенте и в Минске так было, просто потому, что другие организации в конце восьмидесятых годов я и не видел. А было вот, что. Собирались люди, объединенные общей идей, причем такой, которую и сами-то сформулировать толком не могли, и все вместе начинали решать проблем тех, кто соприкоснулся с войной в Афганистане. Решали методом военной демократии, когда всё решало собрание и общение мнение. Сергей Нестеров – Председатель Ташкентского городского совета воинов-интернационалистов и воинов запаса (а именно так мы позиционировали себя тогда) выказал не дюжую по своим годам мудрость, когда взял на себя роль только именно председателя собрания, аккуратненько ведя весьма горячие головы и подытоживая общее мнение. Он мягко и ненавязчиво раздавал полномочия и задачи всем присутствующим, если только они сами не находили их себе. Но в целом конечно каждый вторник в подвале, где вроде размещался офис Совета, а на самом деле – это было просто местом встреч, проходило настоящее Новгородское вече. Весело было. И все быстро принялись за дело, кто-то организовывал и вёл военно-патриотические клубы, кто-то занимался поиском данных по погибших в том или ином районе города, кто-то работал с инвалидами. Дел хватало, и многие брались одновременно за несколько дел. Я одновременно и вёл свой ВПК «Гранит», и писал статьи, сначала в Оренбургский «Контингент» (первая ветеранская пресса СССР), а потом и в местные СМИ, и фотографировал наши мероприятия, и делал кучу всего другого.
Сегодня нам в Движении страшно не хватает модератора и безусловного лидера, который бы наш бурный трёп вёл бы в нужном русле. С другой стороны, сложно вести кого-то в условиях, когда общение ведётся через WhatsApp, а народ порой забывает ставить адресацию «ответить» или «ответить лично», а часто мужики несут откровенную пургу или флуд (если кто не знаком с термином та же «пурга», но совершенно не по теме).
Но всё-таки, на фоне зафиксированных Уставами и Положениями, субординациями и статусами – такой бардак – это просто глоток свежего воздуха. Это горящие глаза мужиков при встречах, это готовность пахать ради другого/других, это самопожертвование своего времени, денег (потому, что в Движении их нет, а на хостинг и доменное имя скидывались по пятьсот, а то и по сто рублей), а самое главное себя.
Само определение, пришедшие из глубин русской истории, когда в Киевской Руси князь не мог принять решение без мнения дружины пришло ко мне внезапно при разговоре с коллегой из той ветеранской организации, где работал перед этим. Он спросил меня:
– А кто у вас главный?
Я подумал немного и ответил, как есть.
– Никто, у нас военная демократия.
И впрямь, мы изрядно похожи на дружину. Мы все люди военные, по крайней мере в прошлом, и милитаристы уж точно. Мы готовы принимать лидерство Князя, и его мнение окончательное и итожит обсуждение Дружины, мы люди дела и весьма уже взрослые, и если пишем или обращаемся к власти, то понимаем реалии, и готовы на компромиссы и торг, единственно, что нам сегодня нужны – обратная связь, нам нужен тот, кто покажет, что он готов общаться с дружиной, и обсуждать с ней как жить дальше.
Не знаю сохраним ли мы такой метод управления Движением и далее, но я сделаю всё, чтобы военная демократия в нашем Движении сохранилась.
Павел, позволю себе несколько не согласится с тобой. Военная демократия- это переход от родо-племенных отношений к феодальному строю. Но, важно, то, что наши боевые товарищи принимают участие в обсуждении, давно назревших, проблем. И дело не в Князе, а в том ,что если люди пойдут до конца, вовлекая в движение всё больше людей, начнут активно участвовать в общественно-политической жизни, осознают, что именно от нас зависит наше настоящее и будущее, тогда мы добьемся своего. В Уставе Движения это отражено, важно, чтобы это увидели. К сожалению, очень многие и сегодня говорят о том, что государство им должно, не понимая того,что в сегодняшних реалиях, государство повернется к тебе лицом лишь в том случае,если увидит в тебе силу. А это случится, если Движение добьётся весомого авторитета в обществе, к чему и надо стремится, используя все легальные и законные методы и формы.