Всё ж немалый это срок – 35 лет. За 35 лет без Афгана сменилось поколение, даже, пожалуй, полтора, мы те, кто там воевал постарели, особенно те, кто входил или служил первые года, и новое поколение тех, кто живёт на постсоветском пространстве уже предпочитают не заморачиваться на «древнюю» историю.
Да, сегодня военные, и особенно те, кто воюет сейчас, иногда вспоминают Афган и «афганцев», но, как правило, если в воюющей части служат сами экс-воины-интернационалисты. Да, есть и такие, кто нашёл в себе здоровья ещё на одну войну, но вряд ли таких много.
Возраст, однако. И война. Я не знаю ни одного человека, который бы провёл на войне более полугода и вернулся с неё здоровым. Про психику и асоциальное поведение я молчу, кто был подвержен таким сбоям уже давно отошёл в мир иной. После любой войны существует «санитарное» время для ветеранов. Это промежуток времени, когда все нестойкие участники – наркоманы, алкоголики, склонные к асоциальному и криминальному поведению уходят из жизни. Для Афганской войны это было примерно десятилетие. Потом одни плюнули на своё боевое прошлое и стали жить как умеют, ни на кого не надеясь, другие начали использовать свой статус ветерана (тут и работа в общественных организациях, и творчество, и бизнес), третьи попробовали добиться справедливости для себя и таких же как они.
Однако, сложно в нашей стране ветерану. И первому, потому, что всем непросто, второму, тому который функционер от ветеранских организаций, потому, что у организаций денег нет, или крайне мало, и брать их, ни на функционирование организации, ни на какие-то правильные и нужные стране дела. Третьи, борцы за справедливое отношение к ветерану, как к человеку, заслужившему почет, уважение и достойную жизнь, поборовшись разочаровались. А что ты сделаешь, если ни на одно из твоих писем нет результата, а суды не дают выигрывать ветеранские дела.
Перечислять, что было сделано, и что не получилось не стану, потому, что чтобы не делали – ничего не получилось.
Говорить об аморальности подобного положения дел, и такого отношения к ветеранам тоже нет смысла, говорилось и писалось об этом уже много.
Говорить, о том, что набор социальных гарантий для ветеранов боевых действий мы ещё терпим, а вот участники СВО будут ли также нет смысла, просто потому, что неизвестно, что будет.
А вот, чего «афганцы» всё-таки сделали для страны за эти три с половиной десятка лет, стоит сказать.
Ветераны Афгана спасли России патриотическое воспитание. В те годы, когда враги страны, сидевшие бок о бок около Ельцина, изводили всякую любовь к России, пацаны и девчонки тянулись к молодым ветеранам, как к чему-то настоящему, сильному, честному. А мы их подвести не могли, не имели права.
И там дело было вовсе не в подготовке к службе, там было дело в подготовке к жизни.
Потом мы спасали систему госпиталей для ветеранов войн. Не спасли до конца, но спасали. Ковид-19 и депутаты госпитали для ветеранов войн всё ж таки добили. Сначала туда подселили больных вирусом, а теперь в них исключительно ветераны труда, так как они льготники региональные и деньги из регионов не выводят. СВО ситуацию немного изменило, и воины снова появились в госпиталях для воинов, но зато мы ветераны прошлых войн стали там редкими гостями. Нынче как-то не до нас.
Ничего, пройдёт немного времени, лет двадцать на вскидку, и власть страны наконец от нас избавиться. Пусть потерпит немного.
Павел Ширшов
Как там у Бориса Галкина:
Отверженные дьяволы войны!
Обманутые ангелы присяги!
Невиданной отваги работяги
Своей стране сегодня не нужны!