ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18 октября 2021 г. N 91-КГ21-5-К3

о возложении обязанности включить в страховой стаж период прохождения военной службы, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Жубрина М.А. и Вавилычевой Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2021 г. кассационную жалобу Ширякова Петра Алексеевича на решение Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29 сентября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 г.

по делу N 2-1308/2020 по иску Ширякова Петра Алексеевича к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в страховой стаж период прохождения военной службы, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., выслушав возражения на кассационную жалобу представителя Государственного учреждения — Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области Конева Д.В.,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Ширяков П.А. 25 февраля 2020 г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонному) (далее также — УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области, пенсионный орган) о возложении обязанности включить в страховой стаж период прохождения военной службы, произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований Ширяков П.А. указал, что 17 июля 2019 г. УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области на основании положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ему назначена страховая пенсия по старости. При определении права на страховую пенсию и ее размера пенсионным органом в страховой стаж Ширякова П.А. включен период прохождения им военной службы с 5 ноября 1979 г. по 23 декабря 1998 г. Однако решением УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области от 10 октября 2019 г. период прохождения Ширяковым П.А. действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г. исключен из страхового стажа Ширякова П.А. в связи с тем, что военная служба в этот период проходила на территории Эстонской ССР (с 1991 года Эстонская Республика), произведен перерасчет назначенной Ширякову П.А. страховой пенсии по старости, и с 1 октября 2019 г. выплата страховой пенсии по старости производится Ширякову П.А. в меньшем размере, чем было установлено 17 июля 2019 г.

Ширяков П.А. полагал, что спорный период прохождения им военной службы в составе Вооруженных Сил СССР необоснованно исключен пенсионным органом из его страхового стажа, в связи с чем просил суд с учетом уточненных в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исковых требований обязать ответчика включить в его страховой стаж период прохождения им действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г., произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости с момента ее назначения — с 17 июля 2019 г.

Представитель УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области исковые требования в суде первой инстанции не признал.

Решением Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2020 г. в удовлетворении исковых требований Ширякова П.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29 сентября 2020 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 г. указанные судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Ширяковым П.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, как незаконных.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А. от 1 июня 2021 г. Ширякову П.А. восстановлен пропущенный процессуальный срок подачи кассационной жалобы на решение Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29 сентября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 г.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 4 июня 2021 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Жубриным М.А. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 20 сентября 2021 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

1 октября 2021 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись в отношении юридического лица — Государственного учреждения — Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Пскове и Псковском районе Псковской области (межрайонное) о прекращении его деятельности путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником данного юридического лица определено Государственное учреждение — Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции истец Ширяков П.А. не явился, сведений о причинах неявки не представил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 390.11, частью четвертой статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Ширякову П.А., <…> года рождения, УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области с 17 июля 2019 г. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и установлена предусмотренная частью 1 статьи 16 указанного Федерального закона фиксированная выплата к страховой пенсии по старости.

При назначении Ширякову П.А. 17 июля 2019 г. страховой пенсии по старости пенсионным органом наряду с иными периодами работы учтен период прохождения Ширяковым П.А. военной службы с 5 ноября 1979 г. по 23 декабря 1998 г.

Согласно решению УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области от 10 октября 2019 г. пенсионным органом выявлена ошибка, допущенная при назначении Ширякову П.А. 17 июля 2019 г. страховой пенсии по старости, а именно пенсия назначена ему без учета норм Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. Данная ошибка пенсионным органом устранена путем исключения с 1 октября 2019 г. из страхового стажа Ширякова П.А. периода прохождения им действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г.

28 ноября 2019 г. Ширяков П.А. был уведомлен УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области о том, что пенсионным органом не принят к зачету в его страховой стаж период прохождения им действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г., так как военная служба в этот период проходила на территории Эстонской Республики.

Суммарный размер страховой пенсии по старости Ширякова П.А. и фиксированной выплаты к ней по состоянию на 13 февраля 2020 г. составил 6 478 руб. 90 коп.

Согласно копии военного билета N <…>, выданного 2 ноября 1979 г. Ширякову П.А. Промышленным районным военным комиссариатом Курской области, Ширяков П.А. 5 ноября 1979 г. был призван на действительную военную службу и направлен в войсковую часть 2294. Ширякову П.А. 5 декабря 1980 г. присвоено специальное звание прапорщика, 23 декабря 1998 г. Ширяков П.А. уволен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.

По информации, содержащейся в архивной справке Федерального государственного казенного учреждения «Центральный пограничный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 7 ноября 2019 г., войсковая часть 2294 в период с 1979 года по ноябрь 1992 года дислоцировалась в г. Раквере Эстонской ССР. С 7 ноября 1992 г. данная войсковая часть сформирована в составе войск Краснознаменного Северо-Западного пограничного округа с местом дислокации в г. Печоры Псковской области.

Разрешая спор, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований Ширякова П.А. к УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области о возложении обязанности включить в страховой стаж Ширякова П.А. период прохождения им действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г. и произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости.

В обоснование отказа в иске суд первой инстанции пришел к выводу о том, что включение в страховой стаж Ширякова П.А. периода прохождения им действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г., имевшего место на территории Эстонской ССР, возлагается на Эстонскую Республику, поскольку с учетом принципа пропорциональной ответственности, закрепленного Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. и предполагающего полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенного на территории Договаривающихся Сторон, не только в период после распада СССР, но и в период его существования, каждая Договаривающаяся Сторона согласно своему законодательству начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории. На Российскую Федерацию в соответствии с положениями названного Договора возлагается обязанность исчисления и выплаты пенсии только за стаж, приобретенный гражданином на территории Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.

Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции признала выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой, апелляционной и кассационной инстанций основанными на неправильном применении норм материального права.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее также — Федеральный закон «О страховых пенсиях»).

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2019 году составляла 10 лет (приложение 3 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»).

Согласно частям 2 и 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с названным Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в данный Федеральный закон. В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

14 июля 2011 г. между Российской Федерацией и Эстонской Республикой был заключен Договор о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения (далее также — Договор), ратифицированный Российской Федерацией Федеральным законом от 31 января 2012 г. N 1-ФЗ и вступивший в силу с 1 апреля 2012 г. (временно применялся с 16 октября 2011 г.).

Договор распространяется на отношения, относящиеся: 1) в Российской Федерации — к трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца; социальным пенсиям; 2) в Эстонской Республике — к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию (статья 2 Договора).

Данный Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 Договора (статья 3 Договора).

При назначении пенсии в соответствии с Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР (пункт 1 статьи 5 Договора).

Пунктом 1 статьи 6 Договора предусмотрено, что каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Под пенсионным стажем понимаются: в Российской Федерации — период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации; в Эстонской Республике — период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров (подпункт 4 пункт 1 статьи 1 Договора).

Таким образом, названный международный Договор, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Договаривающаяся Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.

Как следует из материалов дела, УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области 10 октября 2019 г. произведен перерасчет назначенной Ширякову П.А. 17 июля 2019 г. страховой пенсии по старости с применением положений Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г., при этом в страховой стаж Ширякова П.А. не включен период прохождения им действительной военной службы в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г., которая проходила на территории Эстонской ССР.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (норма приведена в редакции, действующей на момент обращения Ширякова П.А. в пенсионный орган 17 июля 2019 г. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости).

При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения Ширяковым П.А. действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетная обязанность советских граждан.

В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г. провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Эстонская Советская Социалистическая Республика (статья 71).

Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г.).

Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г.) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности».

Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» предусматривалось, что все мужчины — граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, — состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.

В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.

Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.

В соответствии с подпунктом «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.

Суды первой и апелляционной инстанций приведенные выше нормативные положения к спорным отношениям не применили и разрешили спор по исковым требованиям Ширякова П.А. со ссылкой лишь на закрепленный в Договоре между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. пропорциональный принцип подсчета пенсионного стажа без применения норм этого Договора в системном единстве и взаимосвязи с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и положениями законодательства, действовавшего в период прохождения Ширяковым П.А. действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР.

Между тем нормативные положения Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 г. предусматривают применение норм национального законодательства при назначении пенсии в соответствии с нормами данного Договора лицам, проживающим на территориях Российской Федерации и Эстонской Республики.

В связи с этим суждение судов первой и апелляционной инстанций, сделанное в обоснование выводов об отказе в удовлетворении иска Ширякова П.А., о том, что для решения вопроса об отнесении периода действительной военной службы истца в составе Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г., имевшего место на территории Эстонской ССР, к страховому стажу юридическое значение имеет место несения такой службы и на Российскую Федерацию не может быть возложена обязанность исчисления и выплаты пенсии за стаж, приобретенный гражданином не на территории Российской Федерации, не основано на законе, поскольку прохождение службы в рядах Вооруженных Сил СССР гражданином Союза ССР — государства, имевшего единую территорию, включавшую территории союзных республик, засчитывалось в трудовой стаж гражданина независимо от того, на территории какой союзной республики гражданин Союза ССР проходил военную службу.

Принимая во внимание изложенное, названный период действительной военной службы Ширякова П.А. в составе Вооруженных Сил СССР с учетом норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежал включению в страховой стаж УПФР в г. Пскове и Псковском районе Псковской области при определении права истца на пенсионное обеспечение и размера подлежащей выплате страховой пенсии по старости. Иное разрешение данного вопроса приводило бы к умалению прав Ширякова П.А. на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное Конституцией Российской Федерации и относящееся к основным правам и свободам человека и гражданина. Обстоятельство того, что воинская часть, в которой Ширяков П.А. с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г. проходил действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР, дислоцировалась на территории Эстонской ССР, не может влиять на реализацию им права на пенсионное обеспечение в Российской Федерации.

Следовательно, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для включения Ширякова П.А. в его страховой стаж периода прохождения им действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г. в войсковой части, дислоцировавшейся в г. Раквере Эстонской ССР, а также выводы об отсутствии правовых оснований для перерасчета назначенной Ширякову П.А. страховой пенсии по старости с учетом указанного периода с момента назначения — 17 июля 2019 г. являются неправомерными.

Суд кассационной инстанции, проверяя по кассационной жалобе Ширякова П.А. законность судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, допущенные ими нарушения норм материального права не выявил и не устранил, тем самым не выполнил требования 379.6 и частей 13 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах решение Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29 сентября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 г. нельзя признать законными. Они сделаны с существенным нарушением норм материального права, без устранения которых невозможны защита и восстановление нарушенных прав Ширякова П.А., что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть приведенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Псковского городского суда Псковской области от 17 июля 2020 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 29 сентября 2020 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2021 г. по делу N 2-1308/2020 Псковского городского суда Псковской области отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции — Псковский городской суд Псковской области.

Поделиться ссылкой: