Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов
Поручение Совета Государственной Думы
от 14.02.2022, протокол № 20, пункт 114
Заключение по проекту федерального закона № 65605-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» и Федеральный закон «О страховых пенсиях» в части установления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям ветеранов», внесенному С.М.Мироновым, Г.Ю.Семигиным, В.К.Гартунгом и другими
(первое чтение)
Проектом федерального закона вносятся изменения в Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон № 5-ФЗ) и в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) в целях установления для ветеранов боевых действий следующих дополнительных социальных гарантий: продление срока по постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2024 года, установление порядка определения размера ежемесячной денежной выплаты, предоставление права на досрочное назначение страховой пенсии мужчинам, достигшим возраста 55 лет, и женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Устанавливаемый в законопроекте новый ограничительный срок для реализации права на обеспечение жильем инвалидов и ветеранов боевых действий в соответствии со статьей 232 Федерального закона № 5-ФЗ нуждается в дополнительном обосновании, поскольку пояснительная записка не содержит полного и мотивированного пояснения установления именно этой даты. Кроме того, реализация предлагаемых норм будет противоречить статье 14 Федерального закона № 5-ФЗ, в которой меры социальной поддержки инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, остаются без изменений.
Внесение предлагаемых статьей 2 законопроекта изменений в статью 32 Федерального закона № 400-ФЗ, предметом регулирования которой является сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан, входит в противоречие с концепцией изменяемой нормы, поскольку указанная категория лиц не имела такого права по пенсионному законодательству, действовавшему до вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ.
Учитывая положения статьи 3 законопроекта, согласно которой настоящий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2023 года, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета (статья 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Кроме того, отмечаем, что при внесении в Федеральный закон
№ 400-ФЗ изменений, требующих увеличения расходов на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, принимаются федеральные законы о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий год и плановый период и федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на текущий год и плановый период (статья 7 Федерального закона № 400-ФЗ).
Начальник управления Р.Н.Колачев
Е.Ю.Евграфова, Т.Ю.Мякотина, Е.В.Минакова