Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гласит:
«…В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом…»
В Пролетарском сквере города Курска находится памятник Скорбящей матери, который воздвигнут в память о 105 уроженцах Курской области, погибших в ходе, так называемой, Афганской войны во время пребывания на территории Афганистана ограниченного контингента советских войск. В августе 2022 года памятнику будет 30 лет.
Хотелось бы немного вспомнить историю создания данного памятника, который был воздвигнут одним из первых в СССР и признан ветеранским сообществом одним из лучших.
«…27 апреля 1989 года, в одиннадцатую годовщину провозглашения Апрельской революции в Афганистане, в центре города Курска, в Пролетарском сквере была установлена памятная доска с надписью: «На этом месте будет сооружен памятник «Курянам – воинам-интернационалистам».
На митинге, посвященном этому событию, выступили:
председатель областного совета воинов запаса С.Воробьев, первый секретарь Курского горкома ВЛКСМ А. Батищев, рабочий ПО «Химволокно» В. Мартынов, ветеран войны в Афганистане С. Попека.
Участники митинга минутой молчания почтили память земляков, погибших в Афганистане.
Право открыть памятную доску было предоставлено бывшим воинам -«афганцам» В. Мартынову и Ю. Сойникову.
Заказчиком памятника «Курянам – воинам-интернационалистам» выступил Курской горком ВЛКСМ, поддержанный партийными и государственными органами, который обратился к молодежи, воинам-землякам, вернувшимся из Афганистана, жителям города Курска и области, родственникам погибших с призывом считать эту стройку общенародной и развернуть активную работу по сбору средств для увековечения памяти не вернувшихся с афганской войны земляков.
В областном управлении Жилсоцбанка был открыт счет, на который сразу же стали поступать средства от комсомольских организаций, от коллективов
промышленных и строительных организаций, от колхозов, а также добровольные, индивидуальные взносы от жителей Курска и области с пометкой «На строительство памятного знака «Курянам – воинам-интернационалистам».
Сотни организаций и граждан внесли посильные взносы в сооружение памятника. Среди них рабочие завода «Аккумулятор» и мостоотряда № 109, коллективы Курского завода тракторных запчастей, комбината художественной росписи, мясокомбината, кожевенного объединения, завода «Коммунар», воины двух воинских частей Курского гарнизона, работники областной больницы№ 2 и другие.
Значительный вклад в сооружение памятника «Курянам – воинам-интернационалистам» внесли Курско-Белгородская епархия, комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств СНГ, коммерческий банк «Курск-банк», Курское объединение ветеранов войны в Афганистане «Шурави», молодежь г. Курска, Золотухинского, Медвенского, Обоянского и многих других районов области.
На счет строительства памятника прислали свои скромные сбережения жительница села Верхний Реутец Медвенского района Е. М. Лукьянова, участник боев в Афганистане С. В. Киселев и другие.
Следует особо подчеркнуть, что денежные средства на строительство памятника поступали не только из нашей области, их присылала и молодежь других областей. Так, например, коллектив Нижне-Иртышской средней школы Омской области внес свой взнос через музей «Юные защитники Родины».
В ходе строительства памятника члены Курского городского совета ветеранов-интернационалистов провели большую работу по укомплектованию его гранитом, металлом, бетоном и другими материалами, опираясь, прежде всего, на благожелательное отношение коллективов предприятий нашей и других областей к увековечению памяти погибших воинов в Афганистане.
Коллектив кооператива «Литейщик» ПО КЗТЗ отлил ограду для парка и
чугунные декоративные решетки, объединение «Курскпромстрой» выделило
бесплатно 300 погонных метров гранитных ступеней.
Строительство памятника осуществила бригада Вячеслава Криволапова из
РСУ-1 арендного предприятия «Курскгражданстрой». Ландшафтные работы
выполнили специалисты «Горзеленстроя» и «Курсккоммундорстроя».
В городе Санкт-Петербурге, на заводе монументальной скульптуры, была воплощена в бронзу скульптура «Мать» (скульптор Н. Криволапов)….»
24 ноября в областном Совете ветеранов войны и труда «вдруг» возникает вопрос, тема для обсуждения – надо переделать данный памятник, чтобы он стал общим для всех ветеранов боевых действий, а не только для «афганцев». Идея сама по себе хорошая – увековечить память погибших в ходе КТО на территории Чеченской республики, но почему за счёт существующего памятника? Какое к этому отношение имеет Областной Совет ветеранов войны и труда, а именно: Ветров Г.А., Армашов В.А., Будков Ю. И., Евглевский В.С., Самсонов В.В., Смецкой Д.А.?
Вы, принимая данное решение, спросили об этом у ветеранов войны в Афганистане, вы спросили об этом у членов семей погибших в Афганистане? Вы, которые пальцем не пошевелили для создания этого памятника, теперь принимаете решение о переделке данного монумента.
В старую могилу новый гроб?! Без разрешения?!
Кстати, бывшие комсомольские лидеры, которые принимали участие в создании данного памятника Тутов А.П. и Галкин И.А., участвуя в обсуждении данного вопроса, высказались против, я уже не говорю о Воробьеве С.Н., нашем товарище — «афганце», который лично внес огромный вклад в строительство данного монумента.
Ветераны войны в Афганистане, простые солдаты и сержанты, честные офицеры и прапорщики говорят решительное «НЕТ» попыткам переделать памятник «Скорбящая мать».
Создается впечатление, что нынешний Совет ветеранов войны и труда озабочен увековечиванием собственной памяти, чтобы о них помнили в веках.
Р.S. Напомню напоследок о Герострате. Герострат – житель древнегреческого города Эфеса (ныне Сельчук, территория Турции), который сжёг храм Артемиды в своём родном городе летом 356 года до н. э.
По рассказу древнегреческого историка Феопомпа, Герострат сознался во время пытки, что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки. Эфесцы приговорили его к казни и постановили никогда не упоминать его имя. Однако Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил таким образом его имя для потомков.
Таким образом, Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу.
Ну и в завершении Александр Васильев «Храм»:
Любые вещи превратятся в хлам
Никто не помнит, кто построил храм
Такая жизнь — не сахар и не шёлк
Здесь помнят лишь того, кто храм поджёг
Олег Домрачев