По итогам Общероссийской конференции ветеранов боевых действий 7 ноября 2020 г.

О некоторых выводах и предложениях по итогам работы Общероссийской конференции ветеранов боевых действий 7 ноября 2020 г. по проблемам социально-правовой защиты инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших защитников Отечества (из книги Валерия Мурзина «Статус защитников Отечества»).

7 ноября 2020 г. прошла Общероссийская конференция ветеранов боевых действий по проблемам социально-правовой защиты инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших защитников Отечества (далее — ветераны боевых действий и члены их семей), организованная Общероссийской организацией «Офицеры России» и Центром изучения проблем социально-правовой защиты ветеранов боевых действий (далее – Общероссийская конференция ветеранов).

В работе Общероссийской конференции ветеранов приняли участие представители Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и координационных советов по делам ветеранов субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных общественных объединений ветеранов, ученые и представители институтов Гражданского общества России (более 300 чел.).

На Общероссийской конференции ветеранов я выступил с содокладом, в котором отметил о нарастании в ветеранских организациях общественно- политических, социально-экономических, организационно-правовых проблем, в том числе в части социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей, из-за:

  • отрицательных последствий монетизации льгот ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • низкого уровня пенсионного обеспечения ветеранов боевых действий и членов их семей;
  • проблем трудоустройства ветеранов и инвалидов боевых действий, их социальной адаптации;
  • трудностей обеспечения жильем;
  • отсутствия надлежащего медицинского обеспечения, в том числе в части обеспечения лекарствами, санаторно-курортного лечения, прохождения медицинской, социально-психологической реабилитации, а также финансирования медицинских учреждений (госпиталей ветеранов войны, реабилитационных центров и др.);
  • попыток должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (из числа представителей парламентских и других партий России) политизировать ветеранские организации, использовать их как свой электорат и др.

В содокладе было отмечено, что указанные и другие проблемы в рассматриваемой сфере свидетельствуют о необходимости:

  • кардинального изменения законодательства в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей;
  • расширения прав и льгот ветеранов боевых действий до уровня мер социальной поддержки участников войны;
  • совершенствования законодательства в сфере деятельности общественных объединений в части нейтрализации наметившихся негативных тенденций в управлении ветеранскими организациями, в том числе по вопросам:
  • «бессменного лидерства»; «приватизации ветеранских организаций»;
  • «партийно-политического предпринимательства» и др.;
  • повышения эффективности межведомственного взаимодействия по вопросам социально-правовой защиты ветеранов и членов их семей через активизацию (реанимацию) деятельности координационных советов ветеранских организаций федерального, регионального и местного уровней;

В содокладе прозвучали следующие предложения:

  1. Нужна современная политическая оценка федеральными органами государственной власти России решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года.

Постановлением Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 г.

№ 982-1 «О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года» была дана политическая оценка решению о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году. Съезд выразил моральное и политическое осуждение указанного решения.

К сожалению, моральному и политическому осуждению подверглись не только политические, государственные и партийные деятели, принимавшие это решение, но и советские, а в последующем российские военнослужащие и ветераны боевых действий. Эта тенденция нарастает в обществе, особенно среди молодого поколения. Этого допускать нельзя.

Нужная современная оценка этим событиям, как вариант, в редакции, озвученной депутатом Харитоновым Николаем Михайловичем на парламентских слушаниях 21 ноября 2018 г.

Все это будет способствовать консолидации ветеранского движения, повышению уровня социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и единению российского общества.

  • Необходимо федеральным государственным органам вернуться (или приступить) к реализации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года, принятого в рамках СНГ. Льготы и гарантии не могут быть ниже ранее установленных Правительством СССР.

На основании статьи 11 Соглашения во взаимосвязи со статьей 15 Конституции     Российской    Федерации   и    Венской   конвенции   о   праве

 международных договоров , Соглашение глав правительств СНГ «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной  войны,  участников  боевых  действий  на  территории  других

государств, семей погибших военнослужащих», подписанное в городе Москве 15 апреля 1994 года вступило в силу не позднее 7 ноября 1994 года.

В рамках реализации данного Соглашения был принят Федеральный закон

«О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ, который соответствовал букве и духу данного Соглашения. В последующем этот Федеральный закон «О ветеранах», после внесения в него существенных изменений, перестал отвечать букве и духу этого Соглашения.

А дополнительный Протокол к Соглашению от 30 октября 2015 года лишил этот документ «объекта и цели», то есть явно направлен против реализации задач, которые Соглашение призвано было решать изначально.

Несмотря на ратификацию данного Соглашения, оно должно быть реализовано в соответствии с его положениями (статья 11) и Венской конвенции о праве международных договоров от 1969 года во взаимосвязи со статьей 15 Конституции Российской Федерации.

  • Пора федеральным органам государственной власти покончить с практикой отказа от совершенствования российского законодательства в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей по финансово-экономическим соображениям.

Практически все законопроекты в данной сфере, внесенные в Госдуму ФС РФ, не поддерживаются Правительством РФ по данным основаниям.

Деньги у государства есть. Сегодня размер Фонда национального благосостояния составляет порядка 13 трлн. руб., а золотовалютные резервы – около 600 млрд. долларов США. Только отток капитала из России в 2020 г. составил около 36 млрд. долларов США.

4.Необходимо создать Министерство по делам ветеранов и консолидировать все выделяемые из федерального бюджета денежные средства по социальным программам и проектам в данном министерстве.

Главный вопрос – это вопрос денег.

До 30 % денежных средств из федерального бюджета по социальным программам распыляются через общественные объединения, гранты и т.д. А на выходе ничего существенного. При этом около 30 ФОИВ занимаются социальными проектами.

Яркий пример по этому вопросу – это  федеральная  целевая  программа

«Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов» (13247,52 млрд. руб.).

Где реальные результаты от этой программы? Где деньги?

5. Необходимо использовать существующие в обществе механизмы объединения и повышения уровня социально-правовой зашиты ветеранов, и в первую очередь — координационные советы по делам ветеранов всех уровней.

Приоритетным является активизация (реанимация) деятельности региональных координационных советов по делам ветеранов, которые созданы при органах исполнительной власти субъектов РФ и являются постоянно действующими совещательными органами, образованными в целях обеспечения эффективного взаимодействия региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных

Организаций (объединений) по вопросам государственной политики в отношении ветеранов.

В своих аналитических справках и опубликованных в социальных сетях статьях я неоднократно отмечал, что в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей приоритетной должна быть деятельность органов государственной власти по рассмотрению и реализации следующих положений:

  1. О возможности внесения дополнений в Указ Президента РФ «О Комиссии при Президенте РФ по делам ветеранов» в части расширения задач в сфере социально-правовой защиты инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших защитников Отечества, а также общей координации деятельности органов государственной власти и общественных объединений ветеранов боевых действий в этой сфере;
  2. О возможности наделения соответствующего федерального органа исполнительной власти полномочиями общей координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и ветеранских организаций в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и семей погибших защитников Отечества или создания в стране вертикали государственных органов по делам ветеранов во главе с соответствующим федеральным органом исполнительной власти;
  3. О внесении дополнений и изменений в федеральные законы в сфере правового оформления статуса ветеранов боевых действий и их социально- правовой защиты в части:

-расширения прав и льгот отдельным категориям ветеранов боевых действий до уровня мер социальной поддержки участников войны;

-льготного пенсионного обеспечения ветеранов боевых действий — пенсионное обеспечение с 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) или сокращения их пенсионного возраста на период времени непосредственного участия в боевых действиях в льготном исчислении (один день за три дня);

-повышения размера ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий до уровня прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации;

-бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам и назначениям врачей;

-компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов;

-обеспечения за счет федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, а также членов семей погибших защитников Отечества независимо от даты постановки на учет нуждающихся в жилье;

  • О наделении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (структур по делам ветеранов) полномочиями общей координации деятельности общественных организаций ветеранов боевых действий, зарегистрированных и действующих в данном субъекте, в сфере социально — правовой защиты инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей и

семей погибших защитников Отечества, в том числе в части:

  • взаимодействия ветеранских организаций с государственными органами, учреждениями здравоохранения (реабилитационных центров) и общественными объединениями ветеранов в сфере медико-социальной и психологической реабилитации ветеранов боевых действий и членов их семей;
  • формирования единой информационной базы (единого реестра) прохождения медико-социальной и психологической реабилитации ветеранов боевых действий и членов их семей в государственных, частных и общественных учреждениях здравоохранения (реабилитационных центрах);
  • контроля за расходование денежных средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации на медико-социальную и психологическую реабилитацию ветеранов боевых действий и членов их семей.

По итогам Общероссийской конференции ветеранов (7 ноября 2020 г.), я считал возможным и неоднократно предлагал включить в ее Резолюцию положение с предложением Президенту РФ В. Путину дать поручение Председателю Правительства Российской Федерации Мишустину М.В. о возможной встрече представителей Министерства труда и социальной защиты с членами Президиума Общероссийской конференции ветеранов для рассмотрения и возможной реализации указанных положений.

Также полагал возможным предложить Президенту РФ В. Путину в ближайшее время провести заседание Государственного Совета Российской Федерации по проблемам социально-правовой защиты инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших защитников Отечества.

К большому сожалению, многие эти положения пока остаются не реализованными, а времени больше в запасе ожидания нет. Ветераны давно ждут положительного решения своих проблем в сфере социальной защиты.

Поделиться ссылкой:

2 комментария к «По итогам Общероссийской конференции ветеранов боевых действий 7 ноября 2020 г.»

  1. Такие льготы должны иметь, не только мы Ветераны, но и родственники потерявшие самое дорогое, на всех войнах,это своего сына, отца, мать, дочь и т.д и т.п.

  2. ВОПРОСЫ ОТ ВЕТЕРАНСКОГО СООБЩЕСТВА К ПРАВИТЕЛЬСТВУ ДАВНО НАЗРЕЛИ. ВЕТЕРАНЫ БД РОССИИ ЖДУТ ОТВЕТЫ НА НИХ…

Обсуждение закрыто.