О работе Координационных советов по делам ветеранов по консолидации ветеранского движения

Из выступления Мурзина В.А. на Общественном форуме ветеранов боевых действий 7 ноября 2020 г. (в режиме видеоконференцсвязи)

Тема: Основные направления деятельности региональных и местных координационных советов по делам ветеранов по консолидации ветеранского движения и повышению уровня социально-правовой защиты ветеранов

Доведение современных проблем в сфере социально-правовой защиты инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших (умерших) защитников Отечества (далее ветераны боевых действий и члены их семей);

Анализ и участие в обсуждении:

– приоритетных путей деятельности региональных и местных координационных советов по делам ветеранов по консолидации ветеранского движения и повышению уровня социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей;

– тактики действий ветеранских организаций в сфере взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти по совершенствованию федерального и регионального законодательства в части социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей;

– предложений в сфере организационно-правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения мероприятий государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций по вопросам социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей.

 

Уважаемые товарищи, безусловно, что проблемы (в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших защитников Отечества) есть, и они не могут не быть при затянувшемся процессе перехода из одной общественно-экономической формации к другой (от социализма к капитализму). Современные проблемы в рассматриваемой сфере свидетельствуют о необходимости: кардинального изменения законодательства в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий.

Требуется расширение прав и льгот ветеранов боевых действий до уровня мер социальной поддержки участников войны. Пришло время совершенствования законодательства в сфере деятельности общественных объединений в части нейтрализации наметившихся негативных тенденций в управлении ветеранскими организациями, в том числе по вопросам: «бессменного лидерства»; «приватизации ветеранских организаций»; «партийно-политического и общественно-политического предпринимательства» и других. Требуется повышение эффективности межведомственного взаимодействия по вопросам социально-правовой защиты ветеранов, консолидации ветеранского движения, активизации деятельности координационных советов по делам ветеранов всех уровней. Нужна консолидация всех прогрессивных сил общества и государства для решения существующих проблем и недопущения гражданской войны на территории бывшего Советского Союза.

Да, нам (российскому обществу, государству и гражданам) в сложных условиях 90-х годов прошлого века удалось избежать крупномасштабной гражданской войны, чего упорно добивались и добиваются наши недруги, а также разного рода агенты влияния. В условиях нарастания социально-экономических проблем мирового масштаба происходит закономерный процесс обострения противоречий во всех сферах жизни любого общества, в том числе и российского. Этим и хотят воспользоваться наиболее горячие головы, из числа так называемых «народных лидеров», для решения своих личных и узкокорпоративных проблем под прикрытием лозунгов о равенстве и братства и т.д.

Закономерный вопрос – есть ли выход из этой ситуации без великих потрясений? Тем более лимит кровопролития российского народа полностью исчерпан. Ответ положительный. Есть.

Поисками этого ответа и занимаются ученые и практические работники недавно созданного Центра изучения проблем социально-правовой защиты ветеранов боевых действий. В частности, по итогам обсуждения в социальных сетях в период с февраля по октябрь 2020 г. актуальных проблем социально-правовой защиты ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших защитников Отечества одноименным Координационным советом ветеранских организаций была разработана и опубликована в СМИ Резолюция по данным вопросам.

Проведенная общероссийская дискуссия в период с 23 по 26 октября 2020 г. на информационной площадке «Дискуссионный КЛУБ-ЦЕНТР» с участием представителей основных политических партий и общественных объединений ветеранов России подтвердила правильность выводов и предложений данной Резолюции по оперативному решению существующих проблем социально-правовой защиты ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших защитников Отечества.

Правильность положений Резолюции свидетельствуют и многочисленные обращения в адрес научного центра (ЦИП СПЗ ВБД). Анализ этих обращений свидетельствуют о том, что наиболее актуальными среди ветеранов боевых действий и членов их семей являются проблемы:

– медицинского обеспечения;

– досрочного пенсионного обеспечения ветеранов боевых действий;

– ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий (повышения размера ЕДВ ВБД до уровня прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации);

– обеспечения жильем и др.

В то же время, анализ этих обращений и поступающих критических замечаний ветеранов боевых действий свидетельствует об отсутствии у руководителей общественных объединений ветеранов федерального уровня взаимно согласованного плана (замысла) объединения ветеранского движения в единый общественно-политический кулак для защиты социальных прав ветеранов и членов их семей. Анализ свидетельствует о нарастании процесса публичного выражения недоверия (в социальных сетях) рядовых членов общественных объединений ветеранов органам государственной власти, а также своим руководителям (на федеральном и региональном уровнях), в части их способности и возможности улучшить уровень их социально-правовой защиты. Более 50 % (процентов) участников публичных обсуждений проблем в рассматриваемой сфере высказали им недоверие (было проанализировано более 200 тыс. комментариев семимиллионной аудитории ветеранов в социальных сетях). Налицо расслоение ветеранского движения по социальным, статусным и другим признакам. Наметились и другие негативные тенденции в обществе, которые способствуют нарастанию социального напряжения в общественных организациях ветеранов. Все это наталкивает на мысль о необходимости поиска путей оперативного решения существующих проб лем в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий, а также других категорий ветеранов. Об этом и шла речь на Общественном Форуме ветеранов боевых действий, который, по сути, является общероссийским.

 

 

Несколько тезисов о путях консолидации ветеранского движения и повышения уровня социально-правовой защиты ветеранов в современных условиях:

  1. Нужна современная политическая оценка федеральными органами государственной власти России решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года.
  2. Постановлением Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 г. № 982-1 «О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года» была дана политическая оценка решению о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году. Съезд выразил моральное и политическое осуждение указанного решения.

К сожалению, моральному и политическому осуждению подверглись не только политические, государственные и партийные деятели, принимавшие это решение, но и советские, а в последующем российские военнослужащие и ветераны боевых действий. Эта тенденция нарастает в обществе, особенно среди молодого поколения. Этого допускать нельзя.

Нужная современная оценка этим событиям, как вариант, в редакции, озвученной депутатом Харитоновым Николаем Михайловичем на парламентских слушаниях 21 ноября 2018 г.

Все это будет способствовать консолидации ветеранского движения, повышению уровня социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и единению российского общества.

1.      Необходимо федеральным государственным органам вернуться (или приступить) к реализации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года, принятого в рамках СНГ. Льготы и гарантии не могут быть ниже ранее установленных;

2.      В рамках реализации данного Соглашения лицам, замещающим государственные и иные должности (депутатам, сенаторам, министрам и др.), целесообразно, время от времени, при рассмотрении вопросов социально- правовой защиты ветеранов боевых действий, освежать в памяти положения этого Соглашения во взаимосвязи со статьями 15 и 79 Конституции Российской Федерации.

3.      Пора федеральным органам государственной власти покончить с практикой отказа от совершенствования российского законодательства в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей по финансово-экономическим соображениям. Практически все законопроекты в данной сфере, внесенные в Госдуму ФС РФ, не поддерживаются Правительством РФ по данным основаниям.

Деньги у государства есть

Сегодня размер Фонда национального благосостояния составляет порядка 13 трлн. руб., а золотовалютные резервы – около 600 млрд. долларов США. Только отток капитала из России в 2020 г. составил около 36 млрд. долларов США. К большому сожалению, денег нет как для повышения уровня социально-правовой защиты ветеранов боевых действий, так и увековечивания памяти погибших защитников Отечества.

Приведу в качестве примера выдержку из заседания НИГ НИЦ РСВА от 22 ноября 2019 г. по вопросу восстания советских воинов в лагере Бадабер в апреле 1985 г. Со слов Председателя Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств – участников СНГ, Ковалева Александра Михайловича, в настоящее время «…около 30 останков военнослужащих, без вести пропавших в Афганистане, находятся в учреждениях судебно-медицинской экспертизы. На проведение экспертизы с целью идентификации останков нет денег… сегодня полное определение останков того или иного человека стоит десять тысяч долларов».

Из его выступления следует, что Комитет вынужден обращаться к коммерсантам за финансовой помощью для проведения судебно-медицинской экспертизы останков наших воинов, без вести пропавших на территории Афганистана.

Не вдаваясь в суть этого выступления по морально-этическим соображениям можно однозначно констатировать о необходимости повышения эффективности финансирования всех социальных программ и проектов не только в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий, но и в сфере увековечивания памяти погибших защитников Отечества.

4.        Необходимо создать Министерство по делам ветеранов и консолидировать все выделяемые из федерального бюджета денежные

Средства по социальным программам и проектам в данном министерстве;

Главный вопрос – это вопрос денег.

До 30 % денежных средств из федерального бюджета по социальным программам распыляются через общественные объединения, гранты и т.д. А на выходе ничего существенного. При этом около 30 ФОИВ занимаются социальными проектами.

Яркий пример по этому вопросу – это федеральная целевая программа

«Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов» (13247,52 млрд. руб.).

Где реальные результаты от этой программы? Где деньги?

Подобное состояние дел практически во всех направлениях деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и общественных объединений ветеранов в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей, а также увековечивания памяти погибших защитников Отечества.

5.        Необходимо использовать существующие в обществе механизмы объединения и повышения уровня социально-правовой зашиты ветеранов, и в первую очередь — координационные советы по делам ветеранов всех уровней.

Приоритетным является взаимодействие с региональными координационными советами по делам ветеранов, которые создаются при органах исполнительной власти субъектов РФ и являются постоянно действующими совещательными органами, образованными в целях обеспечения эффективного взаимодействия региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций (объединений) по вопросам государственной политики в отношении ветеранов.

Практически во всех субъектах РФ их Главами рекомендовано образовать координационные советы по делам ветеранов при администрациях муниципальных районов и городских округов субъектов РФ.

Основными задачами региональных координационных советов являются:

а) предварительное рассмотрение и проведение экспертной оценки предложений по совершенствованию регионального законодательства в части обеспечения социальной защиты ветеранов;

б) рассмотрение вопросов улучшения социально-экономического положения ветеранов, повышения качества и доступности предоставляемых им мер социальной поддержки и государственных услуг;

в) оценка и распространение опыта субъектов Российской Федерации в части улучшения социально-экономического положения ветеранов;

г) рассмотрение вопросов участия общественных организаций (объединений) и предпринимательских структур в осуществлении социально-экономической поддержки ветеранов;

д) содействие в проведении единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан, формирования уважительного отношения к ветеранам;

е) обсуждение по предложению членов КСВО иных вопросов, относящихся к проблемам ветеранов.

КСВО для реализации возложенных на них задач обладают широкими полномочиями.

Они имеют право:

а) запрашивать в установленном порядке у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, региональных органов власти и общественных организаций (объединений) информационные материалы по вопросам, отнесенным к компетенции КСВО;

б) заслушивать представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в регионе (субъекте РФ), региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений) по вопросам, отнесенным к компетенции КСВО;

в) создавать рабочие группы из числа членов КСВО и представителей общественных организаций (объединений), иных организаций, не входящих в состав КСВО, для проведения аналитических и экспертных работ в целях разработки предложений, носящих рекомендательный характер по входящим в компетенцию КСВО вопросам.

Заседания КСВО проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Решения, принимаемые на заседании КСВО, оформляются протоколом, который подписывает председательствующий на заседании. Копии протокола заседания КСВО рассылаются его членам и приглашенным участникам заседания.

При необходимости решения, принимаемые на заседании КСВО, реализуются в виде проектов постановлений, распоряжений и иных решений исполнительного органа (правительства) субъекта РФ, которые вносятся в исполнительный орган субъекта РФ в установленном порядке.

КСВО информирует заинтересованные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в субъекте РФ, региональные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и общественные организации (объединения) о принятых решениях.

 Даже беглый анализ этих документов в сфере деятельности региональных и местных координационных советов свидетельствует о мощном               административном и ином потенциале этих органов при региональных органах государственной власти и местного самоуправления для консолидации ветеранского движения, и повышения уровня социально -правовой защиты ветеранов.

Несколько слов о некоторых путях деятельности ветеранских организаций и координационных советов по делам ветеранов по консолидации ветеранского движения и повышения уровня социально- правовой защиты ветеранов.

Наиболее оптимальной формой объединения ветеранов в текущий момент является использование площадок региональных и местных координационных советов по делам ветеранов с принуждением их к активной деятельности в сфере социально-правовой защиты ветеранов.

На начальном этапе взаимодействия с данными координационными советами и их руководителями необходимо требовать (через обращения ветеранов и их организаций) отчетов за месяц, квартал, полугодие и год о проделанной работе регионального КСВО по социально-правовой защите ветеранов, о деятельности региональных представителей (сенаторов и депутатов) в Совете Федерации и Государственной Думе ФС РФ по законодательному обеспечению повышения уровня социально-правовой защиты ветеранов.

Можно начинать эту деятельность с отчетов региональных координационных советов, сенаторов и депутатов от регионов о их деятельности по реализации законодательной инициативы о повышении ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий. Данный законопроект планируют рассмотреть в ноябре текущего года. Подобных законопроектов в Госдуме много и будет еще больше к очередным выборам.

На последующем этапе взаимодействия с координационными советами необходимо проводить работу по их обновлению, освобождаясь от «почетных» членов и предлагая (внедряя) в их состав настоящих «бойцов ветеранского движения», из числа инвалидов боевых действий и членов семей погибших, а также других категорий ветеранов, слабо защищенных в социальном плане, но патриотично настроенных и способных вести активную работу в данной сфере.

В ходе упомянутой выше дискуссии были также высказаны предложения о необходимости активизации деятельности государственных органов, общественных объединений ветеранов, региональных и местных координационных советов по делам ветеранов по консолидации ветеранского движения и повышения уровня социальной защиты ветеранов, в том числе по вопросам:

– повышения уровня (качества) медицинского обеспечения, бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам и назначениям врачей;

– финансирования госпиталей ветеранов войны;

– льготного пенсионного обеспечения ветеранов боевых действий;

– повышения размера ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий до уровня прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации;

– компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов;

– усиления борьбы с лжеветеранами и лжегероями. На местном уровне все знают своих ветеранов и героев в лицо;

– активизации агитационно-пропагандисткой деятельности с участием ветеранов боевых действий по военно-патриотическому воспитанию молодежи;

– повышения уровня разъяснительной работы среди ветеранов боевых действий по актуальным проблемам и приоритетным направлениям деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей;

– расширения мер социальной поддержки соответствующим категориям ветеранов боевых действий, придав им статус участников войны;

-наделения соответствующих структурных подразделений органов государственной власти субъектов РФ полномочиями общей координации деятельности региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и ветеранских организаций по эффективному централизованному использованию финансовых, материальных и иных средств по социальным проектам в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и семей погибших защитников Отечества;

– обеспечения паспортизации и содержания воинских захоронений и др.

Практически все эти предложения могут и должны быть в поле зрения координационных советов по делам ветеранов всех уровней. Упомянутые вопросы должны решаться координационными советами в тесном взаимодействии с региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Совершенно очевидно, что у региональных властей нет финансовых возможностей для реализации упомянутых задач в пределах своих полномочий, но коль   федеральный центр   возлагает на регионы решение определенных задач в этой сфере, то надо требовать и соответствующего финансирования на их реализацию.

Важным направлением деятельности КСВО является обеспечение народного (общественного) контроля за работой региональных представителей (депутатов и сенаторов) по законодательному обеспечению повышения уровня социально-правовой защиты ветеранов. Оптимальной формой контроля их деятельности являются отчеты (заслушивания) перед избирателями.

Требует повышения уровня народного контроля и деятельность региональных и местных депутатов в упомянутой сфере.

Это только некоторые пути деятельности в рассматриваемой сфере.

Совершенно очевидно, что решение этих задач под большим вопросом без реальной помощи со стороны координационных советов по делам ветеранов и соответствующих комиссий федерального уровня.

Но если федеральные, региональные и местные КСВО не справляются с этими задачами. то надо создавать свои ветеранские координационные советы на местном, региональном и федеральном уровнях из числа активных представителей боеспособных ветеранских организаций. Тем более, положительные примеры имеются — Амурская область и др. субъекты Российской Федерации.

Все эти вопросы необходимо решать только в рамках правового поля: Конституция Российской Федерации и российское законодательство позволяют сделать это.

В.А. Мурзин

директор Центра изучения проблем социально-правовой защиты ветеранов боевых действий, кандидат юридических наук, профессор АВН

Поделиться ссылкой: