О необходимости создания государственного органа по делам ветеранов в современных условиях

Доведение современных проблем в сфере социально-правовой защиты инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших (умерших) защитников Отечества (далее — ветераны боевых действий и члены их семей) и обоснование необходимости создания государственного органа по делам ветеранов;

Анализ и участие в обсуждении:

-актуальных проблем социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов семей в свете реализации предложений и рекомендаций заседания Координационных советов ветеранских организаций от 3 июля 2021 о создании Федерального органа исполнительной власти по делам ветеранов;

-приоритетных путей деятельности федеральных, региональных и местных координационных советов по делам ветеранов по консолидации ветеранского движения и повышению уровня социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей;

-стратегических целей и задач, а также тактики действий ветеранских организаций в сфере взаимодействия с федеральными и региональными органами государственной власти по совершенствованию федерального и регионального законодательства в части социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей;

-предложений в сфере организационно-правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения мероприятий государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций по вопросам социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей;

-рекомендаций и предложения органам государственной власти по повышению уровня социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей.

Уважаемые товарищи!

В научных кругах и ветеранских организациях страны дискуссия о необходимости создания федерального органа исполнительной власти по делам ветеранов ведется с 90-х годов прошлого столетия, но наиболее активно она (дискуссия) развернулась, но уже с участием ведущих политических партий, в последние десять лет. При этом данная дискуссия достигает своего апогея в период предвыборных кампаний в Госдуму ФС РФ, а после прохождения которых, дискуссия затухает естественным образом.

Надеемся, что очередной этап дискуссионного всплеска по данной проблеме достигнет намеченной цели и он, федеральный орган исполнительной власти, будет создан Президентом РФ при формировании новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.

Также надеемся, что в этом процессе важную роль сыграют ведущие политические партии и ветеранские организации страны, а также ученые из числа специалистов в этой сфере.

Совершенно очевидно, что при формировании государственного органа по делам ветеранов необходимо учитывать и зарубежный опыт деятельности государственных органов по делам ветеранов.

Наибольший интерес в этом плане представляет статус и практика деятельности Министерства по делам ветеранов США.

Министерство по делам ветеранов США (англ. United States Department of Veterans Affairs, VA) — исполнительный департамент правительства США. Это второе по величине федеральное министерство после министерства обороны США с численностью персонала около 280 тысяч человек. В компетенцию министерства входит оформление ипотечных кредитов, страхование жизни, назначение пенсий, пособий и льгот (включая случаи выплаты при потере трудоспособности, потере кормильца, медицинские льготы и выплаты на погребение) для ветеранов вооруженных сил США и членов их семей. Министерство возглавляет министр по делам ветеранов. В настоящее время министром является Денис Макдоноу.

Первые попытки создания системы пособий и льгот для ветеранов вооруженных сил США предпринимались с 18 века, но до первой мировой войны не носили системного характера. Лишь в 1917 Конгресс США учредил систему льгот ветеранам, включавшую программы страхования военнослужащих и ветеранов и профессиональной реабилитации для инвалидов. В 1920-х различные льготы вводились тремя различными федеральными ведомствами: Бюро ветеранов, Пенсионным бюро Министерства внутренних дел, и Национальным Домом для инвалидов.

В 1930 Конгресс поручил президенту консолидировать усилия правительства в области помощи ветеранам войны, и на базе упомянутых трёх организаций была создана Администрация по делам ветеранов. Первым её руководителем был назначен бригадный генерал Фрэнк Хайнс, ранее руководивший Бюро ветеранов в течение семи лет, он возглавлял Администрацию до 1945.

После Второй мировой войны число ветеранов в США значительно возросло, кроме того, были значительно расширены их права и льготы. Некоторые эксперты считают, что закон о ветеранах от 22 июня 1944 имел больше влияния на американский образ жизни, чем закон о гомстедах в 19 веке. Кроме того, были приняты дополнительные меры помощи ветеранам Корейской войны, Вьетнамской войны, волонтёрам 1970-х (после отмены призыва в армию США в 1973), участникам войны в Персидском заливе, и тем, кто служил во время терактов 11 сентября 2001.

В 1973 в ведение министерства по делам ветеранов из ведения Министерства армии США была передана Национальная система кладбищ (за исключением Арлингтонского национального кладбища). Министерству было поручено взаимодействие с Национальной системой кладбищ, в частности, организация маркировки могил ветеранов на национальных кладбищах и кладбищах штатов (а по требованиям — и могил ветеранов на частных кладбищах), а также управление грантовыми программами штатов по обустройству кладбищ.

Министерство по делам ветеранов было введено в состав Кабинета США 15 марта 1989 президентом Д.Бушем -старшим.

Основная функция министерства по делам ветеранов — поддержка ветеранов путём предоставления определенных льгот и социальных программ. Одним из приоритетов деятельности министерства по делам ветеранов в настоящее время является предотвращение бездомности ветеранов. Министерство по этим вопросам взаимодействует с Межведомственным советом США по бездомности, Министр Э.Шинсеки является членом Межведомственным советом США по бездомности и считает целью ликвидировать бездомность среди ветеранов к 2015, о чём указано в программе 2010 года Открывая двери: Федеральный стратегический план по предотвращению и прекращению бездомности[3].

Министерство по делам ветеранов имеет три основных подразделения (администрации), каждое из которых возглавляет заместитель министра:

Администрация по здравоохранению ветеранов — отвечает за оказание медицинской помощи во всех формах, медицинские обследования, клиники и региональные медицинские центры;

Администрация по льготам ветеранов — отвечает за первичную регистрацию ветерана, определение его прав, а также пять ключевых направлений льгот и пособий: жилищные, страховые, на профессиональную реабилитацию и занятость, образование, компенсации и пенсии;

Национальная администрация кладбищ — отвечает за обеспечение захоронений и выплату пособий на погребение, а также за содержание кладбищ, находящихся в ведении министерства [3].

Анализ данных материалов во взаимосвязи с другими материалами, официально опубликованными в средствах массовой информации, свидетельствует о том, что данное министерство по делам ветеранов (США) было создано, а первую очередь, для консолидации денежных средств, выделяемых для ветеранам по социальным проектам, а также повышения ответственности государственных органов и их должностных лиц за социальную защиту военных ветеранов, а также для решения других приоритетных задач в сфере их:

-медицинского обеспечения;

-жилищного обеспечения;

-страхования;

-профессиональной реабилитации;

-занятости и образования;

-пенсионного обеспечения и обеспечения компенсационными выплатами;

-почетного захоронения и содержания захоронений, обеспечения членов их семей пособиями на погребение.

В научном плане определенный интерес представляет опыт деятельности ведущих ветеранских организаций России и их лидеров, а также общественных и политических деятелей по инициированию создания государственного органа по делам ветеранов. В этом плане поучительным является процесс создания Комитета по делам ветеранов в советский период, на фундаменте которого был создан Комитет по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств СНГ (далее — Комитет воинов-интернационалистов СНГ) .

Может уже пришло время создания (или на базе Комитета воинов-интернационалистов СНГ, или на базе ведущих ветеранских организаций страны, или на базе структурного подразделения федерального органа исполнительной власти) соответствующего государственного органа по делам ветеранов, а необходимость в этом есть?!

Создание государственного органа по делам ветеранов,

во-первых, будет способствовать консолидации российского общества через объединения ведущих ветеранских организаций страны, и как следствие — обеспечение внутренней стабильности в стране для решения актуальных проблем в основных сферах жизни российского общества и государства;

Ветеранским сообществом на своих форумах неоднократно отмечалось о нарастании в ветеранских организациях общественно-политических, социально-экономических, организационно-правовых проблем, в том числе в части социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей, из-за:

-отрицательных последствий пенсионной реформы и монетизации льгот ветеранов и инвалидов боевых действий;

-низкого уровня пенсионного обеспечения ветеранов боевых действий и членов их семей;

-проблем трудоустройства ветеранов и инвалидов боевых действий, их социальной адаптации;

-трудностей обеспечения жильем;

-отсутствия надлежащего медицинского обеспечения, в том числе в части обеспечения лекарствами, санаторно-курортного лечения, прохождения медицинской, социально-психологической реабилитации, а также финансирования медицинских учреждений (госпиталей ветеранов войны, реабилитационных центров и др.);

-попыток должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (из числа представителей парламентских и других партий России) политизировать ветеранские организации, использовать их как свой электорат и др.

Указанные и другие проблемы в рассматриваемой сфере свидетельствуют о необходимости:

-кардинального изменения законодательства в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей;

-расширения прав и льгот ветеранов боевых действий до уровня мер социальной поддержки участников войны;

-совершенствования законодательства в сфере деятельности общественных объединений в части нейтрализации наметившихся негативных тенденций в управлении ветеранскими организациями, в том числе по вопросам: «бессменного лидерства»; «приватизации ветеранских организаций»; «партийно-политического предпринимательства» и др.;

-повышения эффективности межведомственного взаимодействия по вопросам социально-правовой защиты ветеранов и членов их семей через активизацию (реанимацию) деятельности координационных советов ветеранских организаций федерального, регионального и местного уровней;

-создания единого государственного органа по делам ветеранов;

Создание государственного органа по делам ветеранов, во-вторых, позволит консолидации всех финансовых, материальных и других средств и ресурсов, выделяемых государством и бизнесом по социальным проектам для ветеранского сообщества, и как следствие — все это позволит значительно повысить эффективность контроля и надзора за расходованием указанных средств по социальным проектам.

До 30 % денежных средств из федерального бюджета по социальным программам распыляются через общественные объединения, гранты и т.д. А на выходе ничего существенного. При этом около 30 ФОИВ занимаются социальными проектами.

Яркий пример по этому вопросу — это федеральная целевая программа «Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов» (13247,52 млрд. руб.) без реальных результатов.

В-третьих, создание данного государственного органа по делам ветеранов позволит консолидации ответственности государственных органов и их должностных лиц за принимаемые решения и результаты своей деятельности в сфере социально-правовой защиты всех категорий ветеранов, а также увековечивания памяти о защитниках Отечества, содержания их захоронений.

В качестве наглядного примера приведу выдержку из материалов заседания круглого стола ветеранского сообщества от 22 ноября 2019 года по Бадаберу.

Со слов Председателя Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств – участников СНГ, Ковалева Александра Михайловича, в настоящее время «…около 30 останков военнослужащих, без вести пропавших в Афганистане, находятся в учреждениях судебно-медицинской экспертизы …На проведение экспертизы с целью идентификации останков нет денег…

…сегодня полное определение останков того или иного человека стоит десять тысяч долларов…»

Из его выступления следует, что Комитет вынужден обращаться к коммерсантам за финансовой помощью для проведения судебно-медицинской экспертизы останков наших воинов, без вести пропавших на территории Афганистана[4].

Закономерный вопрос – а кто несет ответственность за такое отношение к останкам наших защитников Отечества, проходивших службу в Афганистане?

Не вдаваясь в суть этого вопроса и ответа по морально-этическим соображениям можно однозначно констатировать о необходимости консолидации ответственности за деятельность государственных органов и их должностных лиц в одном государственном органе по делам ветеранов.

В-четвертых, создание данного государственного органа по делам ветеранов позволит централизации управления ветеранским сообществом через его территориальные органы, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, что крайне необходимо в условиях начавшегося процесса консолидации российского общества и повышения эффективности государственного управления;

При этом, в современных условиях приоритетными в деятельности государственного органа по делам ветеранов должны быть:

1. Обеспечить современную политическую оценку федеральными органами государственной власти России решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года.

Постановлением Съезда народных депутатов СССР от 24 декабря 1989 г. № 982-1 «О политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года» была дана политическая оценка решению о вводе советских войск в Афганистан в 1979 году. Съезд выразил моральное и политическое осуждение указанного решения.

К сожалению, моральному и политическому осуждению подверглись не только политические, государственные и партийные деятели принимавшие это решение, но и советские, а в последующем российские военнослужащие и ветераны боевых действий. Эта тенденция нарастает в обществе, особенно среди молодого поколения. Этого допускать нельзя.

Нужная современная оценка этим событиям и другим событиям вооруженного характера с участием наших граждан. Все это будет способствовать консолидации ветеранского движения, повышению уровня социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и единению российского общества.

2. Необходимо вернуться (или приступить) к реализации Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года, принятого в рамках СНГ. Льготы и гарантии не могут быть ниже ранее установленных Правительством СССР.

На основании статьи 11 Соглашения во взаимосвязи со статьей 15 Конституции Российской Федерации и Венской конвенции о праве международных договоров, Соглашение глав правительств СНГ «О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих», подписанное в городе Москве 15 апреля 1994 года вступило в силу не позднее 7 ноября 1994 года.

В рамках реализации данного Соглашения был принят Федеральный закон «О ветеранах» от 12 января 1995 года №5-ФЗ, который соответствовал букве и духу данного Соглашения. В последующем этот Федеральный закон «О ветеранах», после внесения в него существенных изменений, перестал отвечать букве и духу этого Соглашения.

А дополнительный Протокол к Соглашению от 30 октября 2015 года лишил этот документ «объекта и цели», то есть явно направлен против реализации задач, которые Соглашение призвано было решать изначально.

Несмотря на ратификацию данного Соглашения, оно должно быть реализовано в соответствии с его положениями (статья 11) и Венской конвенции о праве международных договоров от 1969 года во взаимосвязи со статьей 15 Конституции Российской Федерации;

3. Добиться возвращения под государственное управление в рамках деятельности федерального государственного органа по делам ветеранов всех медицинских учреждений реабилитационного профиля (госпиталей ветеранов войны, центра реабилитации «Русь» и др.);

4. Пора покончить с практикой отказа от совершенствования российского законодательства в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей по финансово-экономическим соображениям.

Практически все законопроекты в данной сфере, внесенные в Госдуму ФС РФ, не поддерживаются Правительством РФ по данным основаниям.

Деньги у государства есть. Сегодня размер Фонда национального благосостояния составляет порядка 13 трлн. руб., а золотовалютные резервы – около 600 млрд. долларов США. Только отток капитала из России в 2020 г. составил около 36 млрд. долларов США.

5. Приоритетной задачей является внесение дополнений и изменений в федеральные законы в сфере правового оформления статуса ветеранов боевых действий и их социально-правовой защиты в части:

-расширения прав и льгот отдельным категориям ветеранов боевых действий до уровня мер социальной поддержки участников войны;

-льготного пенсионного обеспечения ветеранов боевых действий — пенсионное обеспечение с 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) или сокращения их пенсионного возраста на период времени непосредственного участия в боевых действиях в льготном исчислении (один день за три дня);

-повышения размера ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий до уровня прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации;

-бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам и назначениям врачей;

-компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов;

-обеспечения за счет федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, а также членов семей погибших защитников Отечества независимо от даты постановки на учет нуждающихся в жилье;

6) Предоставление территориальным органам исполнительной власти в субъектах РФ полномочий общей координации деятельности общественных организаций ветеранов боевых действий, зарегистрированных и действующих в данном субъекте, в сфере социально — правовой защиты инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших защитников Отечества, в том числе в части:

-взаимодействия ветеранских организаций с государственными органами, учреждениями здравоохранения (реабилитационных центров) и общественными объединениями ветеранов в сфере медико-социальной и психологической реабилитации ветеранов боевых действий и членов их семей;

-формирования единой информационной базы (единого реестра) прохождения медико-социальной и психологической реабилитации ветеранов боевых действий и членов их семей в государственных, частных и общественных учреждениях здравоохранения (реабилитационных центрах);

-контроля за расходование денежных средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации на медико-социальную и психологическую реабилитацию ветеранов боевых действий и членов их семей.

С учетом изложенного, а также анализа рекомендаций и предложений ветеранских организаций, текущих материалов средств массовой информаций в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий, представляется возможным включить следующие положения в Рекомендации и предложения заседания представителей КСВО от 27 августа 2021 г.:

1.Рекомендовать федеральным органам государственной власти рассмотреть вопрос о возможности создания государственного органа по делам ветеранов в форме федерального агентства по делам ветеранов;

2.Считаем, что основными целями и задачами деятельности государственного органа по делам ветеранов должны быть:

-консолидация ветеранского сообщества;

-консолидация денежных средств, выделяемых для ветеранов по социальным проектам, а также повышение ответственности государственных органов и их должностных лиц за социальную защиту ветеранов, а также решение приоритетных задач в сфере их:

-медицинского обеспечения;

-жилищного обеспечения;

-страхования;

-профессиональной реабилитации;

-занятости и образования;

-пенсионного обеспечения и обеспечения компенсационными выплатами;

-почетного захоронения и содержания захоронений, обеспечения членов их семей пособиями на погребение.

3.Приоритпетными задачами государственного органа по делам ветеранов также должны быть:

1) Обеспечение современной политической оценки федеральными органами государственной власти России решения о вводе советских войск в Афганистан в декабре 1979 года;

2) Реализации в первоначальной редакции Соглашения о взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих от 15 апреля 1994 года, принятого в рамках СНГ. Льготы и гарантии не могут быть ниже ранее установленных Правительством СССР;

3) Возвращение под государственное управление в рамках деятельности федерального государственного органа по делам ветеранов всех медицинских учреждений ветеранов, в том числе реабилитационного профиля (госпиталей ветеранов войны, центра реабилитации «Русь» и др.);

4) Дальнейшее совершенствование российского законодательства в сфере социально-правовой защиты ветеранов боевых действий и членов их семей в части:

-расширения прав и льгот отдельным категориям ветеранов боевых действий до уровня мер социальной поддержки участников войны;

-льготного пенсионного обеспечения ветеранов боевых действий — пенсионное обеспечение с 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) или сокращения их пенсионного возраста на период времени непосредственного участия в боевых действиях в льготном исчислении (один день за три дня);

-повышения размера ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий до уровня прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации;

-бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам и назначениям врачей;

-компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов;

-обеспечения за счет федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, а также членов семей погибших ветеранов боевых действий (защитников Отечества) независимо от даты постановки на учет нуждающихся в жилье [5,6];

Использованные литература и материалы:

  1. Конституция РФ. Ст.112;

2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 2020г. N 45 , ст. 7061;

3. Википедия. Министерство по делам ветеранов США. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Министерство_по_делам_ветеранов_США#cite_ref-1(09.08.2021);

4. Материалы круглого стола (расширенного заседания) от 22 ноября 2019 г. научно-исследовательской группы научно-исследовательского центра Российского Союза ветеранов Афганистана по вопросу увековечивания памяти восставших в Бадабере 26-27 апреля 1985 года;

5. Материалы Всероссийской Конференции от 7 ноября 2020 года по проблемам социально-правовой защиты инвалидов и ветеранов боевых действий, членов их семей и семей погибших защитников Отечества;

6. Материалы совместного (расширенного) заседания координационных советов ветеранских организаций (КСВО по Дню ВБД, КСВО по государственному органу по делам ветеранов, Координационного совета Общественного Движения «Ветераны боевых действий за справедливость») от 3 июля 2021 г.

С уважением, В.А.Мурзин, директор ЦИП СПЗ ВБД (НИЦ РСВА), профессор АВН, кандидат юридических наук.

Поделиться ссылкой: